22-я Казахстанская Международная Выставка «Туризм и Путешествия»
22-я Казахстанская Международная Выставка «Туризм и Путешествия»

В плане развития индустрии туризма вновь фигурирует идея создания кластеров

Последний месяц весны для туристской индустрии Казахстана оказался отмечен двумя достаточно заметными событиями.

В последний майский день в одном из живописных уголков в получасе езды от южной столицы принимала гостей I международная конференция "Лучшее в Казахстане. Привлекательный Казахстан для туристов и инвесторов". Конечно, мероприятиями, участники которых говорят о необходимости развития въездного и внутреннего туризма, никого не удивишь. А вот тот факт, что Алматы посетил исполнительный директор Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Фредерик Пиерред, подписавший во время своего визита ряд документов по активизации туристической деятельности в РК, безусловно, заслуживает внимания. Руководители такого ранга не слишком часто навещают регион, не считающийся туристической Меккой. Туризм уходит в горы

С сугубо практической точки зрения вопрос развития въездного и внутреннего туризма назрел давно, и, как считает г-н ПИЕРРЕД, Казахстан располагает всеми необходимыми ресурсами, которые позволили бы превратить возможность в реальность. В частности, у Алматы, самого крупного города страны, есть все для того, чтобы стать центром горнолыжного туризма в регионе. Именно так оценивают перспективы южной столицы республики в ЮНВТО. С точки зрения горнолыжного туризма, полагает зарубежный эксперт, Казахстан может стать одной из самых динамично развивающихся стран. На сегодняшний день в 80 государствах мира насчитывается порядка 2000 горнолыжных курортов более чем на 6 млн койко-мест.

Причем данное направление развивают не только страны, традиционно славящиеся своими горнолыжными курортами. Вместе с тем мировой рынок горнолыжного туризма развивается неравномерно, и на долю нескольких стран, относящихся к числу мировых лидеров, приходится порядка 75% всей индустрии. В последние годы данный рынок все в большей степени становится международным. Если прежде считалось, что интерес к такому виду отдыха проявляют главным образом жители западных стран, то сегодня к ним присоединились и граждане азиатских государств. Принимая во внимание то обстоятельство, что в ближайшие годы, по оценкам экспертов, именно Азиатско-Тихоокеанский регион обещает генерировать самый мощный туристский поток, который, как ожидается, будет расти примерно на 5% в год, Казахстану не следует оставаться в стороне от глобальных трендов, выразил мнение исполнительный директор ВТО. Г-н Пиерред подписал меморандум о взаимопонимании между ЮНВТО и Управлением туризма Алматы по проведению в октябре нынешнего года международной конференции "Евразийские горнолыжные курорты". Форум, который обещает стать первым проведенным в Казахстане мероприятием в сфере горнолыжного туризма, решено приурочить к юбилею вступления республики в ЮНВТО. Но, полагает руководитель международной организации, значение будет иметь не только юбилейная дата.

Согласно прогнозам, специалисты, которые посетят конференцию, помогут казахстанским коллегам определить стратегию развития горнолыжного туризма, степень влияния данного туристского направления на экономику. Предстоит изучить успешные модели развития индустрии горнолыжного туризма, узнать о последних разработках, обменяться опытом с зарубежными профессионалами. Планы по развитию горнолыжного туризма не на домашнем, а на международном уровне обязывают ко многому, и, принимая во внимание тот факт, что похвастать наличием серьезных разработок в этой области мы пока не можем, следует предположить, что такие встречи окажутся очень кстати. Тем более что главный проект в сфере горнолыжного туризма, связанный со строительством курорта Кок-Жайляу, ориентирован на привлечение гостей из-за рубежа. Когда инициатива строительства нового горнолыжного курорта близ Алматы только была озвучена, ее авторы особо подчеркивали, что горный туризм - это тот самый козырь, который может привлечь зарубежных гостей в Алматинский регион и Казахстан в целом. Моря и пляжей у нас нет, как и экзотики, которую можно встретить в жарких тропиках. Между тем, утверждали представители городского управления туризма, ни одна из существующих в окрестностях мегаполиса горнолыжных баз, включая наиболее популярные среди горожан Шымбулак, Акбулак, Табаган, не отвечает необходимым для привлечения зарубежных туристов требованиям ни с точки зрения доступности, ни по своим масштабам.

Неоднократно говорилось о том, что проект строительства новой базы на Кок-Жайляу одобрили эксперты из Франции и Италии, отметив хороший рельеф, наличие площади, позволяющей построить протяженные трассы, благоприятные климатические условия. Специалисты рассчитали, что в пределах 3-часового перелета до Алматы проживают 600 млн человек, в пределах 4 часов полета - 1,3 млрд. И если, скажем, австралийские туристы решаются на куда более дальний перелет, чтобы покататься на лыжах в Альпах, почему нельзя рассчитывать на то, что в Казахстан тоже приедут гости издалека? Доводом в пользу выбора Кок-Жайляу как площадки для строительства горнолыжной базы международного масштаба оказалась и близость к городу, позволяющая туристам не ограничивать свое пребывание рамками будущего курорта. Проектом предусмотрено строительство лыжных трасс общей протяженностью более 100 км, канатных дорог, гостиниц, ресторанов, торгово-развлекательных центров, полей для гольфа, автомобильной дороги, паркингов, подведение коммуникаций. В соответствии с прогнозами Министерства индустрии и новых технологий строительство нового курорта позволит создать до 100 тыс. новых рабочих мест. Для развития первой фазы горнолыжного курорта, получившего общее название "Кок-Жайляу", эксперты предложили три региона близ Алматы. Это площадки в районе Большого Алматинского озера выше Космостанции, регион в урочище Кок-Жайляу и горные территории в районе пика Кумбель.

Как известно, проект строительства Кок-Жайляу вызвал неоднозначную реакцию со стороны экологической общественности, и природоохранные НПО приводили и продолжают приводить многочисленные доводы против превращения уникальной природной территории в площадку для строительства горнолыжного курорта. Экологи утверждают, что при строительстве лыжных трасс придется вырубить тысячи хвойных деревьев, говорят о сложном гидрологическом режиме, о существовании оползневой опасности на данной территории, что не только увеличит риски, но и обусловит дополнительные расходы на строительство. Впрочем, дебаты вокруг экологической составляющей проекта - это тема отдельного разговора, тем более что вопрос о строительстве новой горнолыжной базы, в принципе, можно считать решенным. Тем не менее разработчики проекта уже сообщили, что от освоения некоторых перспективных территорий в связи с замечаниями, высказанными экологами, уже пришлось отказаться, например к югу от Большого Алматинского озера и в верховьях долины реки Проходная. Представители Алматинского акимата в свою очередь пообещали в 10-кратном размере возместить количество вырубленных деревьев, не вести строительство в водоохранных и природоохранных зонах, в местах обитания редких видов фауны и произрастания уникальных растений. Кроме того, заверили власти, в районе курорта "Кок-Жайляу" будет введен запрет на индивидуальное жилищное строительство, хотя практика показывает, что при наличии желания и известных возможностей обойти подобные запреты в нашей стране не так уж и трудно. Но даже в том случае, если амбициозный проект удастся реализовать в полном соответствии со всеми планами и задумками разработчиков, коммерческий успех трудно гарантировать без выполнения условий, способствующих привлечению в горы массового туриста.

Что бы ни говорили о выгодах географического положения Казахстана, страна находится достаточно далеко от маршрутов прохождения основных туристических потоков. Для того, чтобы, скажем, европейскому туристу оказалось выгоднее и интереснее ехать в Казахстан, чем на альпийские горнолыжные базы, нужны серьезные аргументы. Пока таковых нет. Эксперты Альпийского сообщества Австрии, одной из самых авторитетных общественных организаций, объединяющих любителей горного туризма, в прошлом году посетили Алматы и назвали требования, без которых невозможно привлечь массового туриста в горы. Первое из непременных условий - доступность общественного транспорта, чтобы в горы мог попасть любой желающий, при этом частные автомобили не должны иметь возможности проезда. Во-вторых, необходимо наличие маршрутов разной степени сложности, и речь здесь идет не только о горнолыжном туризме. Горнолыжные курорты являются центром, вокруг которого создается инфраструктура горного туризма, ее могут в другое время года использовать любители прогулок. Они могут с помощью подъемников добраться до нужных горных участков, воспользоваться ресторанами, отелями. Маршруты должны поддерживаться в хорошем состоянии (в Австрии, например, за этим следят более 20 тысяч добровольцев), сопровождаться нужной туристу информацией, социальной рекламой. Наконец, необходимо создание оперативно действующей системы спасения, ведь походы в горы в любом случае сопряжены с риском. Ну, и еще одним необходимым условием, которое, к сожалению, не могут выполнить наши горнолыжные базы, является готовность принять отдыхающих с самым разным уровнем достатка - отдых близ Алматы обходится порой дороже, чем на некоторых заграничных курортах.

Как отметила президент Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида ШАЙКЕНОВА, у нашей страны есть огромный потенциал для развития разных видов туризма. Возможно, конечно, пляжный туризм - это не то направление, которое Казахстан сможет продвигать с самым большим успехом. Однако, уверена г-жа Шайкенова, не всем нужен именно такой отдых. Есть другие достопримечательности, которые вызывают неподдельный интерес местных и зарубежных путешественников, например, реликтовая ясеневая роща, откуда по всему миру распространились эти деревья. Сегодня на международном рынке востребован экотуризм, и для развития этого направления потенциал есть практически у каждого казахстанского региона. Заслуживает внимания и культурно-исторический туризм, доводом в пользу этого является одно только то, что по территории страны проходил Великий Шелковый путь. Событийный туризм пока не получил широкого развития в Казахстане, но такие мероприятия, как традиционная Или-Балхашская регата, вполне могли бы привлечь внимание путешественников, особенно любителей активного отдыха. По словам заместителя председателя Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Мухита САЙМАСАЕВА, утвержденный план туристического развития до 2020 года во главу угла ставит превращение Казахстана в известное в мире туристское направление. Основными задачами отрасли на период до 2020 года обозначены создание всемирно узнаваемого образа страны в качестве туристского направления; строительство необходимой инновационной энергоэффективной инфраструктуры, разработка конкурентоспособных продуктов и услуг для местных и зарубежных туристов; предоставление упрощенного доступа в Казахстан и внутри него. Достичь указанных целей планируется в три этапа.

Первый этап, который рассчитан на 2013-2015 годы, предполагает адаптацию существующих и создание новых правовых мер и институциональных механизмов, подготовку крупных туристских проектов и стимулирование разработки малых проектов, инвестирование в общую инфраструктуру и человеческие ресурсы. На втором этапе, который продлится с 2016 по 2018 год, намечается выполнение основных строительных работ, в том числе строительство мест размещения и объектов туристской инфраструктуры в рамках развития национальных туристских проектов. Важной составляющей данного этапа в правительстве считают продолжение развития инфраструктуры, выполнение работ в области маркетинга. Третий этап, рамки которого ограничены 2019-2020 годами, станет завершающим. В его рамках продолжится реализация мероприятий, начатых в рамках второго этапа, с диверсификацией туристских предложений и поддержкой предприятий малого и среднего бизнеса для развития туристских проектов по стране. Проекты для кластеров Разработчики плана вспомнили идею создания туристских кластеров, попытки, реализовать которую предпринимались несколько лет назад, но не увенчались успехом к огорчению многих представителей туристской индустрии. В обновленном варианте, сообщил г-н Саймасаев, в Казахстане предстоит развить пять кластеров: в Астане и Алматы, Восточном, а также Южном и Западном Казахстане. В состав столичного кластера войдут собственно столица, Акмолинская область, юго-западная часть Северо-Казахстанской области, западная часть Павлодарской и северо-восточная часть Карагандинской областей. В рамках данного кластера наибольшую привлекательность для туристов представляют Коргальжинский государственный природный заповедник, государственные национальные природные парки (ГНПП) "Бурабай", "Кокшетау", "Буйратау", "Каркаралинский", "Баянаульский", а также собственно Астана и Караганда. Здесь, как ожидается, будут востребованы такие продукты, как деловой и культурный туризм, отдых в горах и на озерах, туры выходного дня. Кластер Алматы будет включать южную столицу и часть Алматинской области, в том числе такие природные достопримечательности, как ГНПП "Алтын-Эмель", Иле-Алатауский ГНПП с горнолыжными зонами, Чарынский каньон, Капчагайское водохранилище, туристский центр "Жана-Иле". В будущем кластер может расшириться за счет других известных географических точек региона - озера Балхаш и горной цепи Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, Иссыкских курганов, объектов, включенных в серийную транснациональную номинацию "Шелковый путь" (городище Талгар, Боролдайские сакские курганы). Алматы должен стать центром международного горного, делового и горнолыжного туризма. Кластер Восточный Казахстан, которому отведена роль центра развития экологического туризма, объединит северные и восточные части ВКО с центром в Усть-Каменогорске и представит вниманию потенциальных путешественников несколько привлекательных точек региона: Бухтарминское водохранилище, реку Иртыш, Катон-Карагайский ГНПП, озеро Маркаколь, Калжирский каньон, Риддер, Ивановские горы, Семей. В перспективе кластер может расшириться за счет включения в его состав Алакольского государственного природного заповедника, историко-культурного заповедника "Берель".

Если Восточный Казахстан на туристской карте страны определен как мир природных чудес, то специализацией кластера Южный Казахстан, который будет позиционироваться как "Сердце Великого Шелкового пути", должен стать исторический, культурный туризм и турне. Именно здесь сосредоточены такие исторические и культурные памятники, как Туркестан с мавзолеем Ходжи Ахмета Яссауи, включенные в список ЮНЕСКО археологические объекты городища Отрар, археологический комплекс Сауран, петроглифы Арпа-Узень, Аксу-Жабаглинский государственный природный заповедник, Сайрам-Угамский государственный национальный парк. В качестве "Каспийской Ривьеры" должен позиционироваться кластер Западный Казахстан, в состав которого войдет Мангистауская и часть Западно-Казахстанской области, где расположены подземные мечети Беккет-Ата, Шопан-Ата, Караман-Ата, мавзолей Омара и Тура, некрополи полуострова Мангышлак, природоохраннаязона Карагие-Каракол, Устюртский государственный природный заповедник, комплекс памятников "Бокеевская орда", курорт "Кендерли". Последний обещает стать региональным центром пляжного туризма. В рамках создания транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай предполагается построить современную туристскую инфраструктуру с привязкой к уникальным объектам. Регионам, не вошедшим в кластеры, предстоит на региональном уровне определить перспективные туристские продукты для развития преимущественно внутреннего туризма. Событием, которое должно увеличить число прибытий иностранных туристов в Казахстан, по мнению разработчиков плана развития туризма, должна стать выставка EXPO-2017.

Как отмечают эксперты, опыт других стран, принимавших у себя аналогичные мероприятия, свидетельствует, что успех данного события зависит в основном от внутреннего рынка. В Астане, которая примет EXPO, насчитывается порядка 5000 гостиничных номеров, и ввод новых объектов будет оговариваться дополнительно, по мере разработки выставочного проекта. В процессе подготовки к выставке предстоит провести серьезную работу по созданию транспортной инфраструктуры, формированию лояльной ценовой политики, упрощению въездных формальностей. Приведенные выше планы подтверждают, что теоретически наша республика может предложить потенциальным туристам множество маршрутов на любой вкус, но намерения познакомить зарубежных гостей с природными красотами и историческими достопримечательностями регулярно разбиваются об одни и те же бюрократические барьеры и препятствия, о которых представители индустрии говорили, и пять, и десять лет назад. Рост спроса на въездной туризм, как и на внутренний, наблюдался в период с 2000 по 2007 год. Впоследствии, на фоне экономического спада 2008-2009 годов, туристские потоки сократились, но затем кривая вновь пошла вверх, и, если в 2000 году Казахстан посетили немногим более 43 000 человек, то в 2011 году число въехавших превысило 2 млн 800 тыс. Досадно только, что до сих пор свыше 90% иностранных туристов приезжают в нашу страну в связи со служебной необходимостью; число же тех, кто хочет познакомиться с ней, на этом фоне выглядит совсем незначительным. Проблемные моменты начинаются буквально с оформления визы. Стоимость туристической визы в Казахстан составляет $160. Это достаточно ощутимая для кошелька сумма, особенно с учетом того, что в расположенный по соседству Кыргызстан граждане более чем 40 государств могут въезжать вообще без виз. Уверенности не прибавляет и постоянное изменение требований к получению разрешения на въезд, необходимость регистрации паспортов.

По мнению представителей КТА, необходимо ускорить организацию данного процесса в электронной форме для всех видов виз - не только гостевых, но и деловых, служебных, туристических. О таких нюансах, как отсутствие латинской транскрипции на многих городских вывесках с названиями улиц, невозможности по примеру многих зарубежных государств предложить гостям единый билет, позволяющий по льготным ценам или вообще бесплатно посетить музеи, театры и другие культурные достопримечательности, сегодня и речи не идет. Но именно такие "мелочи" во многом формируют имидж страны как направления, привлекательного для туристов, государства, заботящегося о том, чтобы находящиеся на его территории гости чувствовали себя комфортно. Внутренние маршруты Создание туристической инфраструктуры на протяжении многих лет остается одним из самых болезненных вопросов, осложняющих доступ к местам отдыха не только зарубежным туристам, чьи жалобы на трудности ориентирования в целом объяснимы. Ввиду отсутствия указателей, вывесок, схем проезда сбиваются с пути даже местные жители. За примерами далеко ходить не надо. Многие участники посвященной развитию туризма и привлечению инвесторов конференции не сразу смогли найти комплекс "Восемь озер", в котором проходило мероприятие. Не меняется к лучшему состояние транспортной и дорожной инфраструктуры. Практически не организованы маршруты общественного транспорта, с помощью которых добраться до достопримечательностей, расположенных, скажем, в Алматинской области, могли бы туристы, приехавшие в неизведанную страну и не имеющие знакомых из числа местных жителей. Критические замечания из года в год звучат в адрес дорожных служб, но состояние трасс сегодня, как и годы назад, приводит водителей в ужас.

В рамках плана развития туризма предполагается определить требования к инфраструктуре, маршруты подведения новых автомобильных и железных дорог, подходы к расширению авиационных направлений, к развитию малой авиации, предстоит проанализировать возможности использования действующих и строительства новых аэропортов. Все эти установки неоднократно озвучивались и ранее, но системных перемен до сих пор не происходит. Развитие региональных проектов для внутреннего туризма имеет для отрасли не меньшее значение, чем реализация крупных международных инициатив, направленных на привлечение гостей из зарубежья. В годы кризиса внутренний туризм показал рост: например, в 2010 году, согласно данным Агентства по статистике, поток туристов по внутренним направлениям превысил 172 тыс. человек, а в 2011 году приблизился к 203 тысячам. На сегодняшний день на рынке существует потенциальный спрос на услуги внутреннего туризма, все-таки экономические трудности последних лет пошатнули финансовое положение многих казахстанских семей, заставив отказаться от зарубежного отдыха. Но вот предложение, отвечающее критериям оптимального соотношения цены и качества, довольно ограничено. Бюджетные варианты зачастую не укладываются в представления о каком бы то ни было комфорте, а цены на базах отдыха и в санаториях, отвечающих требованиям туриста, которому довелось узнать, что входит в понятие качественного сервиса, поражают настолько, что сограждане на протяжении многих лет предпочитали выкраивать средства на летний отдых за рубежом, пусть и не в роскошной "пятерке". Нынешнее лето началось с наводнивших эфир и Интернет новостей о введении чрезвычайного положения на Иссык-Куле и о беспорядках в Турции, то есть на наиболее востребованных среди казахстанских туристов направлениях летнего отдыха. Впрочем, на Иссык-Куле горячий сезон еще не начался, и как будут обстоять дела в разгар июльской и августовской жары, покажет время. Что касается Турции, спрос на которую, по данным КТА, в этом году вырос на 7% по сравнению с 2012-м, то пока известия с передовой никак не повлияли на желание казахстанцев отдохнуть на берегах Средиземного и Эгейского морей. Во-первых, туристы не хотят, чтобы сгорели оплаченные несколько месяцев назад путевки, во-вторых, хорошо известен высокий уровень работы турецкой службы безопасности, и в курортных зонах, считают многие, риск волнений минимален.

Наконец, казахстанцы полагают, что авторы новостных сюжетов преувеличивают накал страстей, желая дискредитировать один из самых популярных туристских маршрутов. В Казахстанской туристской ассоциации следят за развитием событий и рекомендуют путешественникам соблюдать элементарные меры безопасности, в частности не выезжать за пределы курортных зон. Опыт прошлых лет показал, что казахстанские туристы не всегда склонны пасовать перед трудностями, возникающими в результате политических или экономических эксцессов на популярных туристских направлениях. Если в результате беспорядков в Египте, например, популярность данного направления среди наших путешественников заметно упала, то спрос на туры в Таиланд остается высоким, хотя и в этой стране отнюдь не все и не всегда обстоит спокойно и благополучно. И все же необходимо повышать привлекательность внутреннего туризма не как варианта, альтернативного милым сердцу зарубежным маршрутам, но как основного отпускного, в пользу которого жители разных регионов страны смогут проголосовать кошельком по собственной инициативе, впоследствии не пожалев об этом.

Панорама (Алматы), № 21 (1004), 07.06.2013

  • Создано .